Гордон Крэг

теоретик Гордон Крэг
Гордон Крэг не из тех теоретиков (кстати, далеко не всегда самых интересных), у которых обязательно концы сходятся с концами. Но Крэг оказался интересен в истории театра именно своими крайностями, во многом совпадающими с крайностями Бертольта Брехта.

Классицизм XVII века, классицизм Вольтера, реализм Дидро и Лессинга, романтизм, реализм XIX века одинаково исходили из концепции иллюзионного актера. Сцена могла периодами становиться иллюзионной, периодами неиллюзионной, но актер, теряя что-то от своей иллюзионности, быстро начинал наверстывать упущенное, ибо иллюзионность актера была несменяемым идеалом. Крэг и Брехт (последний – не без влияния экспрессионистов) оказались первыми, кто потребовал неиллюзионного актера на неиллюзионной сцене.

Крэг ради того, чтобы театр вместил больше от правды жизни («мы лишились правды и чуда самой жизни, то есть мы утратили главное из того, чем владело искусство. Театральное же искусство как имитация лишь нежелательное доказательство изобилия жизни и бедности искусства»). Брехту перестройка театра нужна в тех же целях, но он точнее знает, какое содержание призван вместить этот более емкий театр: он должен помочь социальному осмыслению мира в духе марксизма – философии самой глубокой, всеохватывающей, активной. Последнее очень важно для Брехта – он и театр свой строит как театр активный, вмешивающийся в жизнь, научающий думать, сомневаться, проверять устоявшиеся мнения и отвергать те из них, которые этой проверки не выдерживают.

Только такой театр, по мнению Брехта, и подобает веку науки. «Наука тщательно разработала технику сомнения, недоверия к явлениям бытовым, «само собой разумеющимся», никогда не возбуждающим сомнения».

Популярные сообщения из этого блога

Прозрачное озеро Селигер — идеальное место для отдыха

Сексуальные ночные сорочки – удиви свою половинку